Головна > Всі новини > Активісти району > Юрий Лабунский: К чему приведет цифровизация личности?

Юрий Лабунский: К чему приведет цифровизация личности?

Итак, то, что в культовом фильме Стивена Спилберга «Назад в будущее» казалось для 1989 года чистой фантастикой, сейчас уже давно стало пережитком прошлого или обыденной вещью – кнопочный мобильник, летающая камера, планшет или идентификация по отпечатку пальцев.

Сегодня с этими «диковинками» знаком каждый школьник, при чем, уже в первом классе. И слово «цифра» ассоциируется у него далеко не с математикой, а с цифровыми технологиями. 

Тот факт, что наша жизнь переживает сейчас этап мощной и активной трансформации, отрицать сложно. Мы все являемся не только свидетелями этого процесса, но непосредственными участниками, часто даже не осознавая этого. Для того чтобы хоть немного разобраться в том, что сейчас творится с нашей реальностью и чего ожидать в будущем, мы решили побеседовать с президентом объединения «Информационные технологии», руководителем Всеукраинской Ассоциации операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей Лабунским Юрием Александровичем. 

– Юрий Александрович, рады приветствовать Вас в рамках столь интересного и довольно неоднозначного разговора относительно влияния цифровых технологий на жизнь нашего общества и каждого из нас конкретно. То, что оно было, есть и будет Вы знаете не понаслышке как непосредственный участник и свидетель развития телекоммуникационных технологий. Но сейчас создается впечатление, что происходит что-то более глобальное, чем, например, недавний активный переход от проводной связи к мобильной. И это замечают все! Но как говорится «…чув дзвін, але не наю, де він». Итак, что сейчас происходят и какова наша роль в этом?

– Да, вы правы. Сейчас очень неоднозначное время и многих интересует вопрос, что же происходит? Сейчас этап полной неопределенности и сумятицы в головах людей, даже тех, кто владеет обширными знаниями, опытом и способностью анализировать. Все дело в  том, что происходит много перемен, мы сталкиваемся с какими-то нововведениями чуть ли не каждый день. Информационный поток настолько активный, что переработать его очень сложно. Это не говоря о том, чтобы успеть сделать четкие выводы и составить какую-то цельную картину, дабы просчитать свои дальнейшие шаги. А не находится в этом потоке невозможно, иначе это грозит просто «выпадением из жизни. Но ведь далеко не все погружены в мир IT и искусственного интеллекта. Поэтому он активно погружается в нас, подчиняя своей воле. Как бы утопически это не звучало, но это так. Но следует заметить, что во главе этого плана стоят такие же люди как мы с вами, просто с большими амбициями и целями. Своеобразные главные кукловоды.

– То есть, Вы хотите сказать, что на самом деле все мы сейчас являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками построения нового цифрового мира?

– Это, конечно, звучит очень глобально. Но нет ничего постоянного. И сейчас на наших глазах формируется новая модель мира и мирового господства. На самом деле определенные алгоритмы были отработаны и ранее, когда был предпринят переход от золотой денежной модели, и вследствие ямайской конференции США  были введены бумажно-долларовые стандарты. Сегодня же мы можем наблюдать за созданием будущей мировой финансовой системы. Ведь эффективная когда-то ямайская сейчас просто трещит по швам, а с ней и ее главный институт – федеральная резервная система США. В связи с этим возникает необходимость запасного выхода на пожарный случай. Что же это может быть?  Как когда-то на смену золотым монетам пришла зеленая бумажная купюра, так и логично предположить, что что-то должно прийти на смену ей. И вполне реально, что это будет какой-то вид цифровой валюты. И только крах американского доллара покажет, какую цифровую валюту выберут аналогом. Нас уж точно об этом спрашивать не будут. 

Уже сейчас можно говорить о том, что проект «Цифрового концлагеря» воплощается в жизнь. Ведь на сегодняшний день существуют ограничения по наличным расчетам. Суммы уже лимитированы, и расчеты переводятся в безналичный канал. Со временем этот люфт будет только сужаться, при чем, довольно активно до тех пор, пока наличные деньги не будут выведены из обихода. Сейчас это реализуется на высших уровнях, но постепенно коснется каждого из нас. В 30-40гг 21 века планируется полное закрытие наличного оборота. 

– И кого Вы, Лабунский Юрий Александрович, можете назвать зачинщиком этого всего? Кому от этого самый большой зыск?

– Я не буду по этическим причинам конкретно указывать на кого-то, но, конечно, логично предположить, откуда руки растут, и кто держит факел нового мира в правой руке. Идея мирового господства далеко не нова, но сегодня она реализуется не посредством классической войны или наличия «черного чемоданчика», а интеллектуально через добровольное согласие на участие в новой реальности. Нас всех по сути задним числом вписывают в что-то, при чем в директивном порядке, без дискуссии, общественного согласования, обсуждения или какого-то там референдума. На государственном уровне все институты – экономические, политические, образовательные – постепенно входят в подчинение и принимают линию поведения Главного идейного вдохновителя. 

Хорошим примером можно назвать многочисленные стартапы и новинки IТ-сферы, авторами которых являются представители многих мировых стран, и Украины в том числе. Но увидели они свет уже под крылом далеко не своей родины и хватают звезды под другим небом. На лицо демонстрация интеллектуального добровольного переселения, и ключевое здесь «добровольного». Таким образом, становится ясно, что мы можем быть частью нового мира, то только в качестве своеобразной колонии.

– Неужели мы сами уже постфактум на это все подписались? Как, когда и зачем, если все не так уж и радужно?

– Сегодня, как я уже говорил, во все сферы нашей жизни очень активно вводятся новые вещи. И мы сами добровольно принимаем их потому, что они банально делают нашу жизнь проще. Это главный аргумент, которым подсознательно руководствуется человек. При этом мы не задумываемся, что такое глобальное доверие цифре грозит ограничением нашей свободы и полной открытостью личной жизни. Ведь каждый наш след в сети, каждый набор данных фиксируется и хранится на серверах. Вы уже, по сути, попадаете под цифровой колпак, когда ваш смартфон напоминает Вам о необходимости замены контактных линз, например. Но ведь это так удобно, правда?

А с усилением цифровизации границы личностного стираются и жизнь каждого человека находится в  относительно широком доступе и может быть элементарно использована. Но здесь было бы глупо озвучивать конечную цель, как делали вожди-вдохновители на митингах перед Второй Мировой Войной. И дело не в какой-то секретности, а в том, что не факт, что она есть. Как бы смешно и нелепо это не звучало с учетом сложности модели цифрового нового мира. Да-да, есть амбиции, они налицо, есть средства, есть потенциал, а четкая цель – не факт. 

– Что по-вашему, Юрий Александрович, является наибольшей угрозой для человека в связи с цифровизацией? Что мы все можем безвозвратно потерять взамен на удобство цифрового мира?

– На самом деле ответ очень прост и одновременно очень трагичен. Человек может потерять самого себя, то, что делает его Человеком. Ведь даже если посмотреть в Википедию, то  человек — это в первую очередь общественное существо, обладающее разумом  и сознанием. Но сегодняшнее полное подчинение цифре постепенно стирает момент общественности в плане коммуникации и обмене опытом. Переходя в сеть, мы рискуем в какой-то момент потерять  к жизненно важному ресурсу для нашей жизни – к банальному общению, которое и сделало из нас разумных существ. 

Нет, конечно, общение есть и будет, но какое. Сегодня все больше мы общаемся посредством мессенджеров – поздравляем там друг с Днем рождения потому, что ФБ напомнил, здороваемся и спрашиваем «Как дела?» смайликами или стикерами в Вайбере, знакомимся и расстаемся в соцсетях… Все реже встречаемся в реале, а больше в сети. Этот круговорот удобства затягивает людей все глубже и глубже и никто не знает, чем все закончится. Хотя, думаю, знают, но…

Даже сами создатели Facebook, Instagram, Google, Twitter, Snapchat и  т.д. на сегодняшний день уже не так вдохновлены своими «детищами» и сами стали свидетелями, как исказились изначальные их цели. Вначале все эти инструменты помогали делать потрясающие вещи – воссоединяли членов семьи с разных концов мира, помогали в медицинской помощи, в поиске доноров. По всему миру происходили жизненно важные вещи, которые меняли жизни людей к лучшему. Но создатели соцсетей признаются, что наивно недооценили обратную сторону медали. Сейчас все эти платформы используются не так, как их задумывали. Желание активно монетизировать социальное вовлечение людей привело в результате к тому, что человек стал зависим от того, что в сети – от лайков, просмотров, стримов. Люди добровольно изолировали себя, перекрыв доступ к реальному миру. Можно ли это воспринимать, как желание скрыться от реальных прорблем? Да, конечно! Еще и так удобно и увлекательно. 

Но в результате это перекрыло человеческую необходимость быть востребованным себе подобным: многие формируют свою самооценку в зависимости от отклика сети, а не на основе оценок реального окружения – семьи, коллектива, друзей… Таким образом социальные сети подменяют стандарты и ценности,  дистанциируют человека от общества, которого по сути совсем скоро как такового может и не стать. Мы вполне реально можем превратиться в субъектов сетевого взаимодействия, что не имеет ничего общего с реальностью. Ведь в сети очень просто создать из себя того, кем ты хотел бы стать и встретить такого же «человека мечты». Но можно ли назвать такую коммуникацию ресурсной? Мне кажется, что нет. Ведь она не даст реальных результатов и помощи при случае. А проблемы останутся реальными, пусть даже самые банальные. Знаете, мне очень понравилась одна социальная реклама под слоганом: «Лайки не спасают жизни!» Да, они ничего не делают, по крайней мере, сейчас точно. Такую ли «славу» прочили создатели кнопки Like своему творению. Не думаю! Вот так на примере этого можно признаться себе, что труд на благо людей превратился в забаву и обесценился. На смену ему пришли виртуальные ценности с коротким сроком жизни и с возможностью быстрой замены. Но это при условии, что все будет работать…

– А что разве что-то может сейчас так сказать поломаться? Мы можем в какой-то момент потерять доступ к сети?

– Согласитесь, что в любом обществе были, будут  и есть диссиденты, бунтари или просто те, кто играет не по правилам. Если представить, что мир – это одна большая цифровая система, один огромный сервер, пусть даже самая идеальная программа, то какова гарантия, что не будет второго Кевина Митника, который хакнет эту систему путем ввода вирусного кода на своем плашете. Но даже, если учесть, что сама по себе планета Земля не зависит от человека, а только от его влияния, то подобный колапс может произойти и из-за очередного затмения или солнечного ветра. Просто пропадет электричество и…все! Одним словом, нет никакой гарантии безопасности и того, что все будет всегда работать бесперебойно!

– А разве искусственный интеллект не предусматривает такой глобальный форс-мажор? 

– Кстати, об искусственном интеллекте. Это еще более пугает, что человек доверяет себя продукту собственного разума, до конца не исследовав то, прототип чего он создает. Уже сейчас есть данные, что сами создатели искусственного интеллекта признаются:  они столкнулись с мыслью, что занимаются искусственным  воссозданием того, что, по сути, не изучено до конца. И тот факт, что человек в который раз замахивается на то, что не в его власти очень напоминает историю про Дедала и Икара. А чем там все закончилось, думаю, знают все…

Источник